+7(495)740-22-86

Заказать обратный звонок

Корзина

История лаковой миниатюрной живописи в России.

01.04.2016

В этой статье мы хотим рассказать Вам, дорогие друзья, об истории возникновения и направлениях развития такого прекрасного народного творчества, как миниатюрная лаковая живопись.

В глубокой древности, на Востоке, родилось искусство лаковой миниатюрной живописи. При археологических раскопках, датирующихся прошлой эрой, были найдены китайские манускрипты, в которых рассказывалось о том, что живописные произведения покрывались соком лакового дерева. В Японии в те времена тоже использовали сок лакового дерева для покрытия живописных работ.

Лаки в те времена очень ценились, так как получать их было достаточно сложно, получали их из смолы лаковых деревьев. Лаки, не только увеличивали сроки службы изделий, но и придавали им особую яркость, блеск и гладкость.

В средние века лаковые художественные росписи появились в Персии и Индии, а в XVII – XVIII столетиях стали широко популярны в Европе. В те времена известность приобрели французские лаки братьев Мартэн, а так же шотландские лаки. Однако, особенно ценными и качественными, считались германские лаки, которые изготавливались на фабрике Штобвассера в Брауншвейге. Этими лаками покрывались европейские живописные работы на шкатулках, табакерках, костяных изделиях небольших размеров.

Производство лаков в России началось в начале XVIII века. Лаки понадобились в больших количествах, так как ими необходимо было покрывать панно крупных размеров во дворцах царей и поместьях богатых дворян. Примером лаковой композиции является  «китайский кабинет» в Петергофе, где лаком покрыты 94 панно. В те же времена в России появились мастера лакового дела.

Примерно в это же время русские художники стали проявлять интерес к миниатюрной живописи на шкатулках и табакерках из папье-маше ( «жёваная бумага или картон», превращённые с помощью натуральных клеящих веществ в однородную массу, легко поддающуюся формовке).

Изображения русских художников отличались от европейских и восточных своим народным колоритом. На своих работах изображались важные события, праздники, портреты царей и членов их семей.

Русский купец Коробов П. И. положил начало массового производства миниатюрной лаковой живописи в России, построив в селе Данилково последствии, известная Федоскинская фабрика) Московской губернии, фабрику по изготовлению лаковых козырьков для воинов русской армии.

Германские мастера из Брауншвейга стали учителями русских мастеров. Первыми изделиями были недорогие шкатулки и табакерки, на крышки которых наклеивались бумажные гравюры с изображением важных событий того времени.   
                                                    Табакерка с наклеяной картинкой
                                                   Табакерка с наклееной картинкой

После смерти Коробова П. И. предприятие возглавил его зять, Лукутин П. В., при нём фабрика достигла высокого расцвета и превратилась в русский центр лаковой миниатюрной живописи в России, слава которой быстро распространилась не только на территории нашей страны, но и далеко за её пределами. На протяжении всего XIX столетия на всех международных выставках изделия федоскинских мастеров, неизменно, получали высшие награды.

30-40- вые годы девятнадцатого столетия стали периодом творческих поисков Федоскинской лаковой миниатюры. Росписи на изделиях из папье-маше стали производиться масляными красками техникой многослойного письма, в три- четыре слоя.  Каждый слой зарисовки покрывался лаком, а изделия просушивались в бугельных печах при температуре, не превышающей 55 градусов С.
                                                   Первые Лукутинские шкатулки.

Мастера расписывали изделия двумя способами, «по- плотному» и «по-сквозному». Эта технология сохранилась по сегодняшний день.  При способе «по-плотному» применяются плотные непрозрачные краски. Ими,-ка правило, делают замалёвку. Эти краски обеспечивают яркость и прочность красочного слоя. В способе «по-сквозному» используют лессированные (масляные) краски, что даёт возможность использовать мягкие, нежные оттенки и придавать живописи особую реалистичность. Как правило, при выполнении работ применяются сразу оба способа.

За время работы Федоскинской фабрики были созданы неповторимые шедевры миниатюрной лаковой живописи.
                  


Федоскинская (лукутинская – по имени собственников фабрики) лаковая миниатюра в 19 веке достигла полного расцвета, изделия отличались особой красотой, изысканностью и реалистичностью образов. В сюжетах живописных лаковых миниатюр использовались картины известных художников, исторические события, быт народа и дворян, культурные традиции, народные гуляния и праздники. Очень популярна была портретная миниатюра.

К концу XIX века фабрика перестала давать прибыль, но Н.А. Лукутин (фабрика перешла к нему в наследство в 1888 году) поддерживал её из собственных средств по семейным традициям, в память отца и деда.  После смерти последнего владельца фабрикой П.А. Лукутина, фабрика закрылась. Однако в 1904 году несколько мастеров и художников в соседней деревне Федоскино, объединились в небольшую артель.

В России, в 19 веке работало несколько десятков небольших фабрик и артелей по изготовления лаковой миниатюры. В Подмосковье работали мастерские Вишнякова, которые находились в деревнях Осташково и сорокино, где бывший крепостной крестьянин Ф.И. Вишняков, вместе со своей артелью, в конце XVIII века изготавливал подносы, табакерки и лаковые коробочки. В изделиях этой артели чувствуется особая близость к традициям простого народа. Эти изделия изготавливались, в основном, для средних слоёв города и деревни, поэтому в них очень сильно сказывается народное восприятие мира. Особенно популярны были «вишняковские» подносы с росписью на чёрном фоне. Это направление народного творчества дало начало такому известному промыслу, как «Жостово».
    

                              Подносы Жостово
В Москве, в первой половине XIX века очень популярны были бумажные табакерки, изготовленные на фабрике А.И. АУСТЕНА, открытой в 1814 году. Аустен, наравне с Лукутиным, получил право клеймить свои изделия. Табакерки Аустена отличались от Лукутинских тем, что они были украшены металлическими медальонами с оттисками с медалей с портретами героев войны с Наполеоном и портретами царствующих особ, выполненных лучшими художниками Петербургского монетного двора. Живописцы Аустена  расписывали свои изделия модными в то время китайскими композициями и сценами в русских народных традициях (хороводы, весёлые крестьянские пляски).


      
                          Табакерки фабрики Аустена.

В эти же времена в Петербурге большой популярностью пользовались изделия миниатюрной лаковой живописи Андрея Эка, К.Н. Гернберга и Мартина Боля, однако их творения не имели клейма, поэтому очень сложно определить их принадлежность.
В России, во второй половине XIX лаковые изделия приобрели разнообразные формы, стали более сложными, часто сочетались с росписью по перламутру и вставлялись в предметы мебели. Лаковой миниатюрной живописью стали украшать столы, стулья, кресла, туалетные столики и комоды.

            

                                                     Шкатулки Советского периода

После победы Великой Октябрьской социалистической революции в России в России художественный промысел лаковой миниатюры начал своё новое развитие. Появились новые фабрики таких известных промыслов, как Холуй, Палех, Мстёра. 

                  

Возродился, стал расширяться и расти промысел бывшей Лукутинской миниатюры в  деревне Федоскино.

   

    Перламутр                       Перламутр                   Камень
Федоскинская миниатюрная живопись стала совершенствоваться, появилось большое разнообразие сюжетов неповторимой красоты. Её популярность стала известной во всём мире. Федоскинская фабрика выросла. При фабрике было образовано профессиональное художественное училище, которое за годы своего существования выпустило немало талантливых художников, работающих в различных направлениях живописи., работами которых любуются не только в России, но и далеко за её пределами.

Развал Советского Союза и Перестройка не смогли в таком масштабе сохранить этот красивейший народный промысел. В настоящее время на фабрике работает небольшое количество мастеров при музее лаковых миниатюр. Сегодня мастера в домашних условиях изготавливают и расписывают изделия, надеются и верят на возрождение бесценного народного промысла Федоскинской лаковой миниатюры в былых размерах.

Оставьте ваше имя и телефон,
и мы перезвоним вам в указанное время!

Имя, фамилия  
Телефон  *  
Время звонка  

* — обязательные поля

Контрольные цифры *
Закрыть